25 апреля 2007
3905

Ильдар Габдрахманов: Правительство отстранилось от проведения пенсионной реформы

Пенсионная реформа, начатая в 2002 году, идет непросто. Между тем, от успеха реформы зависит не только обеспечение нынешних пенсионеров, но и то, какой будет жизнь на пенсии для среднего и молодого поколения. Пенсионная реформа, таким образом, является гарантом стабильности будущего нашей страны. Партия "Единая Россия", как партия политической преемственности и предсказуемого будущего, уделяет этой важнейшей социальной реформе самое пристальное внимание. Недавно внесенная единороссами поправка в Налоговый кодекс о введении социального вычета в размере 13% на сумму добровольных пенсионных отчислений человека может быть принята уже в этом году.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Ильдар Габдрахманов:

- Поправка по поводу возврата государством 13% от суммы добровольных пенсионных отчислений - инициатива необходимая, но это всего лишь первый небольшой шажок в правильном направлении. Его недостаточно, чтобы решить вопрос пенсионного обеспечения в стране. Нужен системный подход.

Проблема с пенсионным обеспечением в стране достаточно остра. Дело в том, что в России, как и во многих развитых странах, складывается очень непростая демографическая ситуация. Количество пенсионеров по сравнению с работающими гражданами стремительно увеличивается. Сегодня на 13 работающих приходится 10 пенсионеров, а в недалекой перспективе это соотношение будет один к одному. В такой ситуации нагрузка на одного работающего человека становится несоизмеримо высокой и солидарная система формирования пенсии работать не сможет.

Выход в том, чтобы побудить каждого гражданина самостоятельно формировать свою будущую пенсию. Для этого необходимы механизмы экономического стимулирования работника и работодателя при поддержке государства.

Многое предстоит поменять в психологии нашего человека. Мы все дети советского времени, когда за все отвечало государство, в том числе за пенсии. Чем все это закончилось, мы хорошо знаем. В начале 90-х годов мы жили по принципу "каждый отвечает за себя". Это тоже ничему хорошему не привело. Наиболее оптимальной формулой решения большинства социальных проблем, включая пенсионную проблему, мне представляется триединство: государство, бизнес, человек. Только их совместными усилиями пенсионная реформа может быть осуществлена успешно.

На Западе существуют эффективные пенсионные системы, построенные на совместных усилиях и государства, и работодателя, и гражданина. Об эффективности говорит коэффициент замещения трудового заработка. Международной организацией труда, которая формирует основные принципы социальной политики в развитых государствах, минимальная планка установлена в размере 40% при трудовом стаже 35 лет. В среднем по Европе этот коэффициент около 60%. Коэффициент замещения в России равен сейчас 26%, а начинали реформирование пенсионной системы с 32%. То есть жизненный уровень пенсионеров падает. Это тревожный показатель.

Сейчас правительство вообще отстранилось от проведения пенсионной реформы. Мы слышим только разговоры, что нужно развивать добровольные пенсионные накопления, но реально для этого ничего не делается. Именно поэтому реформа пробуксовывает. Механизмов стимулирования не создано, но существуют механизмы антистимулирования. Например, существующий налог ЕСН, хотя он весьма обременителен для бизнеса (20% на пенсионные цели), тем не менее, не позволяет формировать достойный уровень пенсии. Но если работодатель вдруг решит проявить альтруизм и станет перечислять средства работникам на их будущую пенсию, то с каждых 100 рублей он будет отдавать 26 рублей ЕСН! В таком виде - это антистимулирующая мера.

На Западе такого нет. Там существует принцип отложенного платежа, то есть налог взимается, когда человеку выплачивают пенсию, а до этого работают только стимулирующие меры. Кстати, с негосударственной пенсии у нас человек также должен заплатить налог. Получается двойное налогообложение. А поскольку налогом на прибыль облагается и доход от инвестирования этих средств НПФ - налогообложение становится тройным.

Мы несколько лет назад освободили взносы работодателей на добровольное медицинское страхование своих работников от ЕСН. Это дало положительный результат. Среди многих работодателей активно формируется культура обеспечения своих работников социальным пакетом по медицинскому обслуживанию. Определенную роль в этом играют профсоюзы, которые в коллективных договорах оговаривают эту тему.
Но как можно ставить сегодня перед работодателем так вопрос по пенсии, если он еще дополнительно с этого должен будет заплатить налог? Поэтому эта система не развивается.

Мы много слышим о так называемой проблеме молчунов. "Население пассивно. Оно не доверяет государству", - говорит нам министр Зурабов. Но дело, прежде всего в том, что граждане не знают ничего об этой реформе. Государство не вело никакой разъяснительной работы среди населения. А ведь такая работа совершенно необходима. Им надо рассказать и объяснить, как управлять своими пенсионными накоплениями, формировать культуру заботы о будущей пенсии. Такая культура может быть сформирована при активной разъяснительной работе среди граждан, а также путем создания реальных экономических стимулов для гражданина и работодателя.

Ход пенсионной реформы обсуждался в "Единой России". Были предложены свои рецепты. Базовую часть пенсии перевести в систему государственного пенсионного обеспечения как минимальную государственную социальную гарантию и финансировать полностью за счет средств федерального бюджета. Высвобождаемый ЕСН можно было бы использовать и на увеличение страховой части пенсии с тем, чтобы закрыть проблему дефицита Пенсионного фонда, и как инструмент экономического стимулирования граждан в формировании будущей пенсии. Например, если гражданин добровольно открывает свой счет в НПФ и перечисляет туда часть своей заработной платы, работодатель обязан направить на этот же счет дополнительный взнос, но в счет единого социального налога. Таким образом, у работника появляется стимул заботиться о своей будущей пенсии. Он будет знать, что на каждый рубль работодатель перечислит ему еще рубль. Это будет для него сильнейшим экономическим стимулом. Если работник не будет формировать дополнительную накопительную пенсию, то эту часть ЕСН работодатель будет, как и сегодня, перечислять в федеральный бюджет. Меры по стимулированию работников к формированию дополнительной пенсии, конечно, потребуют определенных расходов из федерального бюджета. Но выбор очень прост. Либо из года в год государство будет вынуждено увеличивать размер пенсии только за счет государственных средств, а с учетом демографической проблемы, в какой-то момент оно не сможет с этим справиться, либо мы создадим систему, где пенсия будет формироваться не только за счет средств государства, но и за счет добровольных дополнительных средств работодателя и работника. Следовательно, в перспективе, расходы федерального бюджета будут на приемлемом уровне и не создадут проблемы для развития экономики, а граждане будут получать пенсию на уровне не ниже 40% от предыдущего заработка.

Кстати, такой подход поддерживают и сами работодатели, что еще раз было подтверждено на прошлой неделе Правлением Российского союза промышленников и предпринимателей.

Очень важным вопросом является укрепление доверия граждан к негосударственным пенсионным институтам. Банковский кризис научил нас многому. При существующем объеме пенсионных накоплений нынешняя система гарантий вполне адекватна. Но развитие накопительной системы требует усиления защиты сохранности пенсионных накоплений. Делать это нужно следующим образом. В первую очередь ввести для управляющих компаний и для НПФ единые критерии по достаточности собственности средств относительно привлекаемых средств.

В банках это работает так: каждые привлеченные сто рублей клиента должны быть обеспечены собственными 10 рублями.

Кроме того, необходимо ввести государственную систему страхования пенсионных накоплений по аналогии с государственной системой страхования банковских вкладов. Это существенно укрепит систему сохранности пенсионных накоплений и доверие граждан.

Еще очень важный вопрос, как сделать так, чтобы пенсионные накопления вкладывались преимущественно в развитие собственной российской экономики, а не западной. Во всем мире пенсионные средства используются для реализации крупных и долгосрочных инвестиционных проектов. В отдельных регионах России уже имеется положительный опыт инвестирования пенсионных резервов в реализацию национального проекта "Доступное и комфортное жилье". Положительный опыт нужно изучать и внедрять широко.

Чрезвычайно острой сегодня является и проблема так называемых профессиональных пенсионных систем. Речь идет о работниках имеющих право на досрочную пенсию в связи с особыми тяжелыми условиями труда. Правительство уже на протяжении почти четырех лет не вносит свои предложения по законодательному решению этого вопроса. А сегодня почти треть пенсионных выплат из ПФР относится к этой категории граждан. Решение совместно с работодателями проблемы досрочных пенсий также дало бы толчок к развитию пенсионной реформы.

Справка

В 2002 году была создана новая пенсионная система распределительно-накопительного типа. Сегодня пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая пенсия - это фиксированная величина, которая не зависит от результатов труда и постепенно должна быть доведена до прожиточного уровня пенсионера. К концу года она составит 1 260 рублей. Источником выплаты базовой пенсии являются единый социальный налог в размере 6% от фонда оплаты труда и, в недостающей части, федеральный бюджет.

Страховая часть пенсии формируется за счет единого социального налога в размере 14% от фонда оплаты труда работника.

Средства, поступающие в Пенсионный фонд России на формирование базовой и страховой части пенсии сразу же идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам (поэтому в этой части пенсионная система считается распределительной или солидарной).

Но для граждан 1967 года и моложе на страховую часть пенсии направляются средства ЕСН в размере 10% от фонда оплаты труда, а 4% формируют накопительную часть пенсии (поэтому в этой части пенсионная система считается накопительной). Накопительная часть пенсии не идет на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а зачисляется на индивидуальный счет работника. Ею человек может распоряжаться самостоятельно следующим образом.

Первый вариант. Открыть пенсионный счет в негосударственном пенсионном фонде (НПФ) и, соответственно, накопительная часть будет поступать на этот счет. НПФ выбрав оптимальную стратегию, эти средства передает, как правило, нескольким частным управляющим компаниям для инвестирования. Заработанный инвестиционный доход увеличивает размер накопительной части пенсии.

Второй вариант. Гражданин сам выбирает одну частную управляющую компанию и переводит туда свою накопительную часть, которая тоже инвестируется.

За 2006 год НПФ и частные управляющие компании в среднем принесли доходность 20%.

Третий вариант. Если человек не воспользуется первыми двумя вариантами (т.е. не сделает самостоятельного выбора) его накопительной частью будет автоматически распоряжаться государственная управляющая компания (сегодня это Внешэкономбанк). Его доходность в 2006 году составила 5,7% при инфляции 9%.

С 2008 года для молодого поколения эти 14 % будут разбиваться на 8% (страховая часть пенсии) и 6% (накопительная часть).


http://www.edinros.ru/news.html?id=120019

25.04.2007
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован