03 марта 2007
2461

Налоговая нагрузка будет снижаться

Проект федерального бюджета на 2007 год в минувшую субботу был подписан главой правительства РФ Михаилом Фрадковым и внесен на рассмотрение депутатов Госдумы. Момент внесения бюджета в Госдуму - хороший повод задуматься о качестве проводимой кабинетом министров макроэкономической политики. Ведь именно в интеллектуальной лаборатории кабинета и подведомственных министерств "обкатываются" идеи о том, как ускорить рост национальной экономики. В этом отношении проект бюджета-2007 действительно интересен, поскольку он наглядно показывает, что экономическая политика правительства претерпела серьезные изменения. Свою оценку главного финансового документа страны на будущий год корреспонденту Страны.Ru дал научный руководитель Экономической экспертной группы при правительстве России Евсей Гурвич.

- Евсей Томович, наши министры утверждают, что проект бюджета на следующий год значительно отличается от предшествующих лет. Так ли это?

- С одной стороны, действительно, проект бюджета 2007 года отличается от бюджетов прошлых лет значительным увеличением расходов на национальную экономику и в том числе расходов инвестиционного характера. И в этом смысле он отражает изменение политики правительства. Дело в том, что в период 2000-2004 годов правительство использовало в качестве одной из основных мер по стимулированию экономического роста снижение налоговой нагрузки, что требовало для поддержания макроэкономической стабильности политики самоограничения.

Сейчас взят другой курс. Налоговая нагрузка продолжает снижаться, но не за счет снижения ставок, а за счет условий размещения НДС в капитальном строительстве, облегчения возврата НДС экспортерам и некоторых других мер. Я думаю, что, поскольку за счет этих мер реально налоговая нагрузка продолжает снижаться, правительство может рассчитывать на то, что в условиях стабильно высоких цен на нефть рост госрасходов может простимулировать экономический рост. Тем не менее, я думаю, что по возможности нам надо избежать резкого роста расходов. В этом году бюджетные траты составляют 15,9% ВВП, в 2007 году они возрастут до 17% ВВП. Но в 2008 году следует несколько снизить темпы роста расходов.

Кроме расходов на национальную экономику в будущем году весьма значительно возрастут расходы на решение общегосударственных проблем. Дополнительные средства пойдут на вполне оправданное увеличение финансирования судебной системы, и отчасти - на проведение выборов. Мне кажется, что имеет смысл увязывать увеличение расходов с проведением административной реформы, то есть с изменением механизмов работы административной системы. Сейчас получается, что денег выделяется больше, но использовать их будут в рамках старых механизмов, что не даст ожидаемого эффекта. То же самое и с расходами на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. На эти статьи тоже идет заметное увеличение расходов, но не происходит реального реформирования этих сфер.

Где предполагается создание новых механизмов, так это как раз в области госинвестиций в рамках государственно-частного партнерства. На этих принципах основана деятельность Инвестиционного фонда, расходы которого будут увеличены, - в том числе за счет средств, сэкономленных в результате досрочной выплаты долга Парижскому клубу. Административное новаторство дает надежду, что средства будут расходоваться более эффективно, и хотелось бы, чтобы новые механизмы также быстрее создавались в сфере государственного управления, а также в образовании и здравоохранении.

- Обеспечивают ли предусмотренные бюджетом темпы развития нашей экономики удвоение ВВП к 2010 году?

- Нет, прогнозируемые темпы не обеспечивают удвоение, но они, я бы сказал, являются реалистично-оптимистичными, так как лежат ближе к верхней границе ожиданий. То есть вероятность того, что темпы роста будут ниже, - больше, чем вероятность того, что они будут выше. Наверное, можно согласиться с МЭРТом, который утверждает, что нам нужно расти не менее 5% в год. Но всегда есть какой-то диапазон. И темпы, заложенные в бюджет-2007 года, ближе к верхней границе такого диапазона.

- Но ведь такие темпы явно недостаточны для преодоления разрыва между уровнями развития экономики России и других стран?

- Да, если мы будем расти по 5% в год, то, во-первых, не будем заметно приближаться не только к развитым странам, но и отстанем от некоторых лидеров роста среди развивающихся стран, например, Китая. А во-вторых, нужно иметь в виду, что сейчас рост происходит при исключительно благоприятных условиях, и то, какими будут наши темпы при их ухудшении, нетрудно предположить.

- А что, по вашему мнению, правительству необходимо сделать для значимого ускорения экономики?

- Здесь есть разные мнения. МЭРТ считает, что необходимо проводить активную госполитику, инвестировать в инфраструктуру, разрабатывать отраслевые программы развития. Все это важно, но не менее важно улучшать инвестиционный климат. Сегодня главный источник риска для бизнеса - административное перераспределение собственности. В таких условиях снижаются стимулы для инвестиций. Кроме этого, очень важна борьба с коррупцией и сокращение прямого участия государства в экономике. Сейчас степень этого участия быстро увеличивается, но совершенно очевидно, что в наших условиях государственные корпорации менее эффективны, чем частный капитал. То есть сейчас очень много негативных тенденций, которые только усиливаются. И я думаю, что если они сохранятся, то активная политика, о которой говорит МЭРТ, не даст результата.

Нужно и то, и другое. Нужно делать и то, что предпринимает правительство, и одновременно перестать вмешиваться в экономику, а также, наконец-то, провести реальную административную реформу, создать действительно независимые суды и т.д.

- Насколько реалистичны те цифры инфляции, которые заложены в бюджет?

- Я бы сказал, что та цифра, которую запланировало правительство, - достаточно реалистична. Основная угроза для снижения темпов инфляции - это стремление потратить доходы от дорогой нефти. Сейчас эта тенденция проявляется все больше, и ее очень трудно совместить со снижением показателей инфляции. Минфин пытается противостоять этой тенденции, но это очень трудно сделать по политическим соображениям. Если цены на нефть окажутся в будущем году еще выше и мы захотим потратить эти доходы, то тогда темпы инфляции окажутся выше.

Но я бы сказал, что расчет этого параметра в бюджете сделан в рамках тех изменений, которые происходят на практике. Инфляция остается нашей главной макроэкономической слабостью, но это не главное, что нам угрожает и мешает.

- Но ведь в проекте бюджета на 2007 год учтены и некоторые новые подходы?

- Действительно, есть вещи, которые уже учтены в бюджете следующего года, и хочется верить, что они будут применяться на практике. Так, предусмотрено, что все активнее будут внедряться методы бюджетирования, ориентированного на результат. Это будет стимулом для ведомств-бюджетополучателей повышать эффективность своей работы. Кроме того, трехлетний бюджетный план предусматривает, что расходы в процентном отношении к ВВП в дальнейшем будут сокращаться. Если это будет выполнено, то риски и угрозы для нашей экономики станут меньше.

Если подытожить, то в целом в политике кабинета прослеживается некоторая непоследовательность. Одна тенденция - снижение налогов, сменилась другой - увеличением расходов. Все это маскируется высокими ценами на нефть, но одновременно риски для нашей экономики возрастают. Сейчас в трехлетнем финансовом плане записано, что в 2008-2009 годах темпы роста расходов опять начнут снижаться, и это будет способствовать тому, что существующие риски начнут сокращаться. В 2007 году риски станут больше, но правительство это осознает.

28.08.06 12:18 Страна.Ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован