28 ноября 2008
9812

Стенограмма заседания Общественного Комитета `За честные выборы!` на тему `Консолидация партий, как новый этап укрепления политической системы России` от 26.11.2008

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Мы начинаем нашу работу. Тема нашего заседания: "Консолидация партий, как новый этап укрепления политической системы России". Хочу обратить ваше внимание вот на что. Я слушал послание Президента и отмечал те позиции, по которым мы с вами от имени нашей общественной организации обращались, в том числе, и к нему. То, что касалось подписей, то, что касалось залога, то, что касалось проблем политических партий, которые не прошли в Государственную Думу Конечно, нужно увидеть текст законопроекта, но как проблемы и именно в том ключе, в котором вы это хотели услышать, об этом было сказано. Конечно, я говорю, прежде всего, о тех политических партиях, которые представлены в нашей организации и не прошли в Государственную Думу. Конечно, политическая конкуренция есть политическая конкуренция и понятно, что те политические партии, которые прошли в Государственную Думу могут иметь на этот счет другие точки зрения. Но, тем не менее, обратите внимание. Об этом было сказано, как о проблемах, которые сегодня есть в избирательном законодательстве и в политической системе страны. Два года прошло с того момента, когда мы первый раз обратились с этими проблемами. И если вы помните, то я настойчиво просил, чтобы у нас были официально направленные позиции политических партий. В общем, я считаю, что эти два года мы проработали не напрасно. Конечно, нужно увидеть текст законопроекта, а потом посмотреть, как он воплотится в закон. И, кстати говоря, от представителей тех политических партий, которые участвуют в нашей работе, и представлены в Государственной Думе, многое будет зависеть. В том, как по смыслу, те позиции, которые есть у наших коллег в Госдуме не представленных, будут реализованы. Это важно. Я сказал. Игорь Борисович, прошу Вас. Тема обозначена, и мы попросили Игоря Борисовича обозначить свою точку зрения.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
Хочу продолжить, как начал Николай Николаевич, с послания Президента Российской Федерации. Все инициативы Президента Российской Федерации, которые мы проводим и так же их оцениваем, направлены на дальнейшую демократизацию российского общества. Даже процесс институциализации политической системы Российской Федерации так же идет в общем направлении демократизации. Так же хочу отметить, что через неделю, если смотреть по дате, прошел ровно год, как прошли выборы в Государственную Думу пятого созыва. Эта Государственная Дума на сегодняшний день самая представительная Государственная Дума по числу голосов избирателей, которые проголосовали за те партии, и именно эти партии были допущены к распределению депутатских мандатов. Речь идет о 91% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Они сегодня представлены конкретными депутатами в Государственной Думе Российской Федерации. Если говорить о количестве политических партий, я дальше более подробно коснусь процессов, которые сейчас происходят и тех данных, которые есть в Центральной избирательной комиссии, то хочу отметить, что каждое государство в зависимости от своего исторического, культурного, политического, экономического развития должна иметь такое количество партий, которое необходимо для поступательного развития политической системы, подъема экономики и развития в целом государства. Хочу задать аудитории вопрос. Сколько политических партий участвовало в выборах 44 Президента Соединенных Штатов Америки и по кандидатурам скольких кандидатов прошло голосование 4 ноября, в день выборов Президента США?

Шевченко Евгений Александрович (политическая партия "Патриоты России").
14,9%.

Борисов Игорь Борисович (член Центральной избирательной комиссии).
Ну, почти. 12,6%. Хотя голоса избирателей получили только две партии: демократическая и республиканская, за которые проголосовали и которые представлены. Примерно такой же расклад и в Конгрессе и в выборных органах каждого штата. Так вот хочу напомнить, что 2 декабря 2007 года в Российской Федерации имели право участвовать в выборах 15 политических партий. Столько же партий имело право выдвигать кандидатов на выборах Президента в Российской Федерации 2 марта 2008 года. По состоянию на сегодняшний день. 4 сентября 2008 года из Единого государственного реестра юридических лиц была исключена политическая партия "Партия Возрождения России" в связи с ликвидацией на основании решения Верховного суда от 15 июля 2008 года. 10 октября 2008 года съезд политической партии "Аграрная партия России" принял решение о реорганизации политической партии в форме присоединения к Всероссийской политической партии "Единая Россия", что и было подтверждено уже на съезде политической партии "Единая Россия" 20 ноября 2008 года. В настоящий момент идет процедура реорганизации. 22 ноября 2008 года состоялся съезд Российской политической партии "Мира и Единства", на котором принято решение о реорганизации в форме присоединения к политической партии "Патриоты России". 23 ноября 2008 года состоялся съезд, на котором было принято решение политической партии "Патриоты России". 15 ноября 2008 года политическая партия "Демократическая партия России" приняла решение о преобразовании политической партии в общероссийское общественное объединение, и политические партии Союз Правых Сил и "Гражданская Сила" приняли решение о ликвидации политических партий. 16 ноября 2008 года на учредительном съезде создана Всероссийская политическая партия "Правое Дело". 25 сентября текущего года на 9 внеочередном съезде политической партии "Партия социальной справедливости" делегатами было принято решение о ее ликвидации. Необходимые документы были представлены в Министерство Юстиции Российской Федерации. Съезд политической партии Российская экологическая партия "Зеленые" состоялся 21 ноября текущего года. На нем принято решение о преобразовании политической партии в Общероссийское общественное объединение. Политическая партия "Народный Союз" приняла решение о проведении съезда 13 декабря 2008 года. Опять же по предварительным данным хочу отметить, что на съезде будет обсуждаться вопрос либо о ликвидации политической партии, либо о преобразовании в общероссийское общественное объединение. Политические партии - что у нас остается в сухом остатке? Всероссийская политическая партия "Единая Россия", Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь", Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" свой статус на сегодняшний момент не изменяет. Итого, в ходе объединяющих процессов, процессов ликвидации, процессов преобразования у нас должно остаться семь политических партий. Что касается выборов, которые пройдут 1 марта 2009 года. В соответствии с действующим законодательством в этих выборах имеют право участвовать семь политических партий. Первое, Всероссийская политическая партия "Единая Россия" будет участвовать в выборах независимо от того, пройдет, либо не пройдет процесс реорганизации и присоединения к ней политической партии "Аграрная партия России", политическая партия "Патриоты России" - опять же независимо от того, как будет проходить процесс присоединения к ней политической партии "Мира и Единства", Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, политическая партия "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь", политическая партия "Яблоко" - будут участвовать в выборах. Единственной партией, которая находится под вопросом - это Всероссийская политическая партия "Правое Дело". В том случае, если до официального опубликования решения о назначении выборов партия будет зарегистрирована, и в Минюст России будут представлены копии документов о государственной регистрации региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, тогда она сможет участвовать в этих выборах. Назначение выборов должно пройти, начиная с конца ноября и в декабре месяце. Это выборы в субъектах Российской Федерации. В 9 субъектах Российской Федерации 1 марта будут выборы, еще в двух - в октябре следующего года. Так же хочется отметить, что большинство ликвидированных политических партий по результатам сведений о поступлении и расходовании средств политических партий за 2007 год и первые три квартала 2008 года естественно отставали от тех партий, которые остаются зарегистрированными, в худшем случае - у них вообще были нулевые отчеты. Вот вкратце то, о чем я хотел проинформировать уважаемых участников круглого стола. Хочу еще раз заверить, что Центральная избирательная комиссия, как правоприменительный орган будет работать с теми политическими партиями, которые будут зарегистрированы в соответствии с данными Министерства Юстиции Российской Федерации независимо от их численности. Мы работали и с большим количеством политических объединений, и сейчас Российская избирательная система, организаторы выборов готовы работать и с несколькими десятками политических объединений. Спасибо за внимание.

Шевченко Евгений Александрович (политическая партия "Патриоты России").
Уважаемые участники заседания, безусловно, процесс оптимизации партийной системы идет к ее укреплению, повышается роль и ответственность партий. Я посмотрел количество избирательных объединений, которые участвовали в выборах начиная с 1999 года. В 1999 году в выборах депутатов Государственной Думы могло участвовать 139 избирательных объединений. А участвовало 66, что составило 47% от их общего числа. В 2003 году могли участвовать 44 избирательных объединения, 44 партии и 20 общественных организаций. Из общественных организаций не участвовала ни одна, а из партий участвовало 27, что составило уже 61%. В 2007 году участвовать могли 15 партий и 14 партий приняли участие в кампании. Вопрос другой - кого зарегистрировали, кого не зарегистрировали, но выдвинули списки 14 партий, что составило 93%. Сложившаяся на сегодняшний день политическая система и результат того, что останется 7 партий повышает ответственность этих партий участвовать в выборах и нести ответственность за энергичное устойчивое развитие страны. Только реальная политическая конкуренция может стать и основой настоящей борьбы с коррупцией. Безусловно, когда партий осталось 7, а я думаю, что де-юре это будет к середине февраля, партии, которые останутся должны иметь равные права и возможности вне зависимости от того, являются ли они парламентскими или нет. В этой связи съезд нашей партии, который состоялся в минувшее воскресенье, обратился к Президенту страны, к Федеральному Собранию, к Общественной палате со следующим предложениями, которые предлагается учесть при внесении и рассмотрении пакета поправок в избирательное законодательство и в закон "О политических партиях". В их числе - отмена залога и сбора подписей для участия партий в выборах всех уровней. В настоящее время подписи уже не выполняют функцию фильтра от недобросовестной конкуренции и очень часто становятся инструментом в нечестной игре. Наша партия в нескольких субъектах Российской Федерации, к сожалению, с этим столкнулась. Следующий вопрос. Несмотря на то, что очень много внимания сейчас уделяется партийной системе, нужно иметь возможность того, чтобы граждане избирали своих депутатов, поэтому съезд нашей партии обратился с предложением восстановить смешанную систему при выборах депутатов в Госдумы и региональные парламенты, там, где она уже полностью проходит по партийным спискам. Поддерживая Президента страны в вопросе дальнейшей демократизации формирования Совета Федерации, считаем, что нужно идти дальше, перейдя на прямые выборы членов Совета Федерации прямым голосованием избирателей сроком на пять лет. Следующее предложение касается того, чтобы государственное финансирование партий должно касаться всех зарегистрированных партий в разных объемах в зависимости от уровня представительства в Федеральных и региональных парламентах. Еще одно предложение касается равных гарантий освещения в СМИ деятельности, как парламентских, так и непарламентских партий. В том числе отмена обязанности платить СМИ, если партии на выборах различного уровня набрали менее 3% голосов избирателей. Спасибо.

Ясинский Игорь Алексеевич (руководитель МГРО ЛДПР).
Тема нашего заседания касается консолидации партий. Я бы хотел перевести это несколько в иную плоскость. Факт это уже случившийся. Консолидацией это назвать сложно. Скорее всего, это похоже на экономические термины - слияние и поглощение. Я бы хотел задать вопрос по поводу цены бензина, которая росла, когда росла цена на нефть в России. Когда цена на нефть в мире упала в 2-3 раза, даже больше, в России цена на бензин почему-то не упала. Да, совсем чуть-чуть она упала. Но это не сравнить с тем, как она упала в рыночных экономиках. Почему это произошло? Потому, что в США и в Объединенной Европе существует рыночная система, в которой конкурентные компании борются между собой за потребителя. В России таких компаний от силы 5-6, а может быть даже меньше. Это называется не совсем монополия, а олигополия, скорее всего. И этот сговор говорит, что "нет, пока нам выгодно, мы будем цены держать так", пока в их сторону не покажет пальцем либо Президент страны, либо премьер-министр. Для чего вообще происходит слияние, поглощение в экономическом мире? Для того чтобы получить большую долю рынка для фирмы или повысить ее капитализацию, а потом удачно продать. Мне не понятно для чего идет поглощение и слияние политических партий. 13 статья Конституции Российской Федерации гарантирует политическое многообразие. Не важно, какие взгляды, кроме экстремистских, люди высказывают. ЛДПР на данный момент не собирается ни с кем консолидироваться в данном вопросе. У нас есть свои мысли и свой порядок движения. Отношение к объединению и поглощению партий у нас отрицательное. Спасибо.

Иванов Лев Иванович (Институт развития гражданского общества и местного самоуправления).
Я хочу вернуться к вступительному слову Николая Николаевича, которое полностью разделяю, и поздравить Комитет и всех его членов с нашей победой. Десять поправок Президента, не все, конечно, но предлагались Комитетом и получили одобрение Президента. Теперь, естественно, одобрит и Государственная Дума. Первое, Президент предлагает отменить денежный залог на всех выборах, то, что и мы предлагали. Президент предлагает обсудить и возможность поэтапного снижения количества подписей избирателей. Я цитирую из Послания Президента. Пятое - поэтапно должно быть снижено минимальное количество членов организации, требуемое для регистрации новой политической партии. Это тоже наше предложение. Наконец, парламентские партии должны иметь четко сформулированные гарантии освещения их работы в государственных СМИ. Об этом тоже было много речей на заседаниях Комитета. Какие предложения вызывают у меня некоторые сомнения. Во-первых, дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые малые партии. Малых партий у нас осталось всего три: "Яблоко", "Правое Дело", "Патриоты России". Скорее всего, это предложение относится к партии "Правое Дело", может быть, к партии "Патриоты России". Оно не до конца даже сформулировано. Почему 5-7%? А почему не меньше или не больше. Наберут там от 5 до 7% эти три партии непарламентские и им дадут 1-2 голоса. Второе предложение по кандидатам будущих руководителей исполнительной власти субъектов Федерации. Медведев предлагает их представлять только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах. Это можно считать демократической нормой. Победила партия - она и выдвигает своего представителя в исполнительную власть. Тут нет вопросов. А вот четвертое предложение Президента о формировании Совета Федерации только из числа лиц избранных в представительные органы власти и депутатов местного самоуправления - это несколько смелое предложение. Тем более Президент предлагает отменить ценз оседлости. Правда, Медведев отметил, что все это надо выдержать в течение некоторого срока, чтобы не развалить Совет Федерации. Шестое предложение Президента касается "Закона о партиях", который обязывает производить ротацию руководящего партийного аппарата. Согласно этому закону одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии больше определенного срока. Но это же не демократия. Государство не имеет права вмешиваться в дела партии. Поэтому это предложение вызывает большое сомнение. Или это надо прописывать чуть ли не в Конституции, либо не понятно как они внесут такую поправку в "Закон о партиях". Не имеет право законодатель вмешиваться в дела общественной организации, которой является любая политическая партия. Дальше. Седьмая поправка Президента. То, что представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Это хорошая поправка, потому, что на исполнительную власть муниципалитетов местные органы сейчас почти не влияют. Сейчас появится возможность их снимать. Восьмое предложение - предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций Общественной Палаты. Это только можно приветствовать. И десятое предложение о том, что свобода слова должна быть обеспечена технологическими новациями. Дмитрий Анатольевич призывает использовать интернет и цифровое телевидение. Это очень хорошо. Действительно с интернетом очень сложно, пока не научились контролировать. Цифровое телевидение, когда там 1000 каналов будет - это мечта Дмитрия Анатольевича с тех пор, как он был руководителем комиссии по внедрению цифрового телевидения. Я на этом заканчиваю. Предлагаю обсудить эти поправки желающим выступить и еще раз поздравляю Комитет с достигнутым успехом. Спасибо.

Вольпин Ярослав Игоревич (Всероссийская политическая партия "Правое Дело").
Я бы хотел немного оппонировать ЛДПР и сказать несколько слов об окончании консолидации партий. С одной стороны, это окончание деятельности трех партий, с другой стороны, это новый этап - учреждение партии "Правое Дело". Как уже было объявлено, 15 ноября три партии заявили об окончании своей деятельности, и 16 ноября образовалась либеральная партия "Правое Дело". С одной стороны, окончание жизни трех партий - это не очень приятный момент. ДПР - старейшая партия в нашей стране. Конечно, печально, что она закончила свою жизнь. "Гражданская Сила" наоборот - молодая партия, только создана, только прижилась на нашем политическом поле. И опять очередная реорганизация, перетряска аппарата. Что касается СПС, все мы видели, не очень гладко у них проходил последний съезд. У них были дискуссии, споры о том, стоит или нет участвовать в этом проекте. В любом случае, говоря о партии "Правое Дело", стоит отметить, что туда вошли лучшие представители от каждой из партий. Я думаю, что у партии "Правое Дело" есть все перспективы на завоевание большего количества голосов, чем эти три партии получили на последних выборах. И все-таки, как говорится, одна голова - хорошо, а две лучше, а когда здесь будет три головы, и когда федеральный политический совет состоит из представителей трех партий, когда региональные отделения поделены между тремя партиями, куда вошли самые сильные, самые умные, самые дерзкие, самые прагматичные представители, я думаю, что в этом плане консолидация трех партий и учреждение новой должно сыграть свою положительную роль.

Чупанов Андрей Сергеевич (КПРФ).
Хотелось бы не столько оппонировать, не столько обсуждать поправки, а высказать общее мнение. К сожалению, у нас в России складывается ощущение, что частично мы живем в стране реальной, а частично - в виртуальной. При этом у нас создаются и существуют партии. Мне очень понравилось, как на съезде СПС, который принимал решение о ликвидации, сказал Гозман: "Мы должны все-таки стать одной из государственных партий". У нас нет такого понятия - партия парламентская, непарламентская. Скорее у нас есть понятия партия государственная и партия негосударственная. Очень четкое и меткое определение. У нас очень много предложений вносится и в законодательство, часть из них мы поддерживаем. Например, обсуждение вопроса о том, как должна избираться Дума, как должны избираться Заксобрания, по одномандатной системе или по пропорциональной? Здесь становится с каждым годом все сложнее. Почему? Потому, что с одной стороны, избираясь в парламент по партийным спискам, партия получает возможность контролировать хоть каким-то образом своих депутатов. С другой стороны, избиратели, голосуя за такие партии, особенно, как это было на последних выборах в Госдуму, когда в партии "Единая Россия" 100 представительных человек не стали получать депутатские мандаты, голосуют за "серых лошадок". В прежней Думе представители партии "Единая Россия" даже не давали интервью журналистам, поскольку это им не разрешалось делать. Хотелось бы отметить, что нынешний "проект Кремля", который фактически направлен на создание 5-6 партий, прошел, это очевидно. О том, что 5-6 партий для России оптимально Медведев говорил еще в апреле месяце. Вопрос состоит в том, будет ли от него отдача. За восемь лет правления Путина у нас при высоких ценах на нефть страна была "островком стабильности". Но, в конце концов, получается, что перед мировым кризисом мы фактически не застрахованы ни коим образом. Получается так, что деньги путем двойной откачки на Запад, с одной стороны мы свои стабилизационные золотовалютные фонды клали в западные банки, потом наши предприятия под высокие проценты получали эти же деньги на Западе. Получается, что сейчас наши предприятия должны их отдавать, а мы их отдать не можем, потому, что они вложены в ту же американскую экономику. Последний съезд партии "Единая Россия" было очень интересно смотреть. Он очень напоминал съезд КПСС, выступление Леонида Ильича Брежнева, когда он говорил, что у нас в стране все хорошо, все замечательно, нужно увеличить производительность труда в 3-4 раза, снизить энергоемкость на 40% и т.д. Можно было представлять без ухмылки увеличение производительности труда в 3-4 раза, когда в 30-40-е годы приезжал на заводы Сталин, и требовал увеличить производительность труда. Увеличить производительность труда сейчас у нас в России в 3-4 раза, иначе как с ухмылкой, к сожалению, не воспринимается, потому, что все прекрасно знают, что сейчас в России производительность труда одного человека в 10 раз ниже, чем, например, в той же Японии. Но оптимальной модели управления при этом не предлагается. Виртуальность наших партий фактически дошла до того, что у рядового человека создается впечатление, что началась кампания сливать партии. У нас все действия в России происходят компанейски. Вот началась кампания борьбы с коррупцией. Выделили в каждое Министерство по 10-15 миллионов рублей на борьбу с коррупцией. При этом посмотрите, что сделали Министерства. Например, Министерство Здравоохранения и социального развития на деньги, выделенные для борьбы с коррупцией, приняло такое постановление, что в целях борьбы с коррупцией нужно установить ящик для приема жалоб и телефон с "Горячей линией" в здании самого Министерства, а на сайте создать форму для того, чтобы люди могли отправить сообщение о том, что кто-то у них берет в этом Министерстве взятки. Вот, собственно, те конкретные меры борьбы с коррупцией. То же самое, например, Генеральная прокуратура, что предприняла для борьбы с коррупцией. Появилось постановление о том, что в целях усиления борьбы с коррупцией необходимо создать дополнительный учет о коррупционных преступлениях, которые были выявлены в субъектах Федерации. То есть, как ни странно, все наши компанейские действия происходят одинаково. В конце концов, все понимают, что это как бы игра, как бы понарошку. Что происходит на самом деле сказать сложно. Что говорить о наших депутатах. У нас, например, есть депутат Павлюченко. Он из Ставропольской Думы. Он ни разу там не появился ни на одном заседании. Но зато ему ничего не мешает играть в футбол. На Чукотке у нас есть виртуальный спикер - Абрамович. Из Лондона он руководит местным законодательным органом. Мне очень интересно было наблюдать за проходящими съездами. Например, съезд той же партии "Правое Дело". Все четенько, никто к микрофону не рвется, все нормально, все голосуют дружно "за". Проходит такая же по политическому направлению объединительная конференция "Солидарности", там голосуют и "против", и "за", идет здоровый партийный процесс. То есть в любой партии, в которой есть голоса против руководителей, значит, партия живет, работает, там живые люди. У каждого человека есть недоброжелатели. Но, если партия дружно голосует по указке за принятое решение, значит в партии явно что-то не так. Еще хотелось бы отметить, что система, которая у нас создана с выборами в Государственную Думу и в Совет Федерации себя изжила полностью. Что бы сейчас не делали с Советом Федерации, пускай даже добились бы прямого избрания членов Совета Федерации, какую бы систему не сделали для Государственной Думы, все понимают, что уже на этапе выдвижения кандидатов в Депутаты у большинства партий это выдвижение - конкурс так называемых денежных мешков. Либо денежных мешков, либо каких-то организационных структур и т.д. Даже в самой демократичной партии вопросы решаются не так открыто, как это могло бы происходить и как должно это происходить. Мы, Компартия, всегда выступали не за парламентскую систему в любом виде. Мы выступали за советскую систему в том виде, в котором она создавалась в 17-ом году, когда человек снизу, сначала избираясь в местный совет, постепенно выдвигаясь в вышестоящий совет, мог пройти до Верховного Совета. Мы выступаем за то, чтобы каждый человек снизу мог попасть в высший руководящий орган страны, и чтобы мандат был императивный, а не диспозитивный. При императивном мандате, когда депутата могут отозвать, когда ему дается наказ, он будет представлять свое население, и он не будет терять с ним связь. Например, в Китайской Народной Республике депутаты, собираясь раз в год на сессию, либо возвращаются на свои рабочие места, либо едут комиссиями по стране проверять работу, исполнение законов и т.д. Такие у нас мнения, такое предложение. Спасибо.

Буров Сергей Сергеевич (советник Российского Фонда Свободных Выборов).
Непосредственно по теме консолидации политических партий мне бы хотелось сказать несколько слов и обратить внимание представителей политических партий на существующую проблему. Помимо решения федеральных структур: политсоветов, центральных органов политических партий, на местах в том или ином регионе процесс слияния партий, укрупнения идет сложнее, чем в общероссийском масштабе. Есть примеры и по Аграрной партии, где не все региональные отделения однозначно признают принятое решение. Буквально вчера, хотя общественная "Горячая линия" в межвыборный период не работает, обратился руководитель липецкого пункта "Горячей линии", к которому в свою очередь обратился представитель сформированной структуры "Правое Дело". Есть люди, в том числе представители бизнеса, которые готовы помочь в создании структуры, а региональное отделение СПС категорически отказывается вступать. Этот человек жалуется на то, что он невольно стал арбитром, просит сообщить в центральные органы. Все это абсолютно дело политических партий. Но все эти проблемы могут вылиться даже на ближайшие выборы 1 марта. Если помните, 13 октября, сразу после выборов, здесь же на круглом столе, когда разбирали ситуацию в Кемерово, когда высказывались претензии, что КПРФ не пускали на участки, потом выяснялось, что там представители уже были от КПРФ, что это не те назначили, не те руководители, которых мы освободили, не те структуры. Хотелось бы, чтобы партии до выборов разобрались, чтобы меньше было проблем у организаторов выборов. В целом, пользуясь случаем, хотел бы призвать политические партии активно взаимодействовать с общественной "Горячей линией" связи с избирателями.

Гончар Николай Николаевич (Председатель Комитета).
О чем я хотел сказать. Мы должны получить законопроекты. Фраза "дьявол в деталях" придумана давно. И очень важно было бы на этой стадии выработать точку зрения политических партий по поводу формулировок, которые будут содержаться в законопроекте. Конечно, политические партии, представленные в Государственной думе могут иметь свою точку зрения, в том числе на появление потенциальных конкурентов. А процесс укрупнения естественно предполагает, что в случае, если в Государственной Думе появятся новые политические партии, ее количественный состав не увеличится. Мы все отдаем себе в этом отчет. Это в определенном смысле, возможно, решать будет избиратель. Но это перераспределение. И очень хотелось бы, чтобы мы создали предпосылки и возможности для того, чтобы в Государственной Думе появились новые партии. Согласитесь, иначе все это не имеет смысла. Итак, мы получим законопроекты. Мы немедленно представим их вам на рассмотрение, и хотелось бы, чтобы мы имели возможность высказать консолидированную точку зрения. Напомню, мы всегда выбираем то, что у нас совпадает, и именно с этим выходим. Ну, скажем, у нас полностью совпадали точки зрения по поводу залога, у нас полностью совпадали точки зрения по поводу сбора подписей. Я хочу напомнить вам, что в Федеративном государстве есть полномочия субъектов Российской Федерации, их органов законодательной (представительной) власти. И многие вопросы решают именно они. Но, с другой стороны, эти органы тоже сформированы уже сейчас в значительной степени на основании политических партий и позиция политических партий, адресованная своим депутатам в органах законодательной (представительной) власти субъектов Федерации тоже может сыграть свою роль. Я не уверен, что Президент имел в виду, что Федеральным законом будет предписано политической партии те или иные действия и в отношении ее руководства. Но, я не думаю, что в законе будут наложены ограничения или дополнительные требования к уставам политических партий. А вопрос этот, в том числе о сменяемости лидеров, регулируется там. Но, если эта тема актуальная, мы можем высказаться и по этому поводу. Я не думаю, что у нас есть какие-то табуированные темы. Повторяю, прецедент создан. Прислушались к мнению общественной организации, объединяющей представителей практически всех политических партий. Давайте этим воспользуемся. Если вы сочтете необходимым обратиться от имени нашей организации на имя Президента, значит, так тому и быть. Единственная просьба в этой ситуации, чтобы это были позиции не ваши лично, а позиции политических партий, которые вы представляете здесь. Так же как мы настаивали, чтобы это были решения, причем, не письмо руководителя, а решение коллегиального органа. Это очень нам помогло. У нас были внятные, четко сформулированные позиции в соответствии с уставом той или иной политической партии. И еще одна позиция. Весенние выборы, которые пройдут, касаются и выборов в органы местного самоуправления. Что касается выборов глав органов местного самоуправления, я имею в виду глав городов, как правило, вы участвуете. Я еще раз прошу обратить вас внимание. Особенно это касается тех политических партий, которые сейчас переживают процесс реорганизации и консолидации. Пожалуйста, не оставьте вне поля внимания выборы в органы местного самоуправления. Очень важная политическая задача для всей страны. С 1 января вступает в силу в полном объеме 131 закон. Законодательство существенно расширило полномочия органов местного самоуправления. Очень важно, чтобы там были представители ответственных политических партий. Об этом много раз говорили. К сожалению, в период осенних выборов внимание политических партий к выборам депутатов местного самоуправления было не очень высоким. И последнее. То, о чем говорил Сергей Сергеевич Буров. Это право любой политической партии принимать то или иное решение в соответствии с уставом той политической партии, частью которой они являлись. Я надеюсь, что мы не будем, в том числе в ходе предвыборной кампании, подогревать те или иные проблемы, которые у политических партий, переживающих период реорганизации, слияния, будут. Я свою точку зрения выскажу. Я не являлся членом СПС или "Яблока", но я бы очень хотел, чтобы в Государственной Думе эти избиратели, люди с этой точкой зрения были представлены. Это очень важно. В том числе и, прежде всего, для партии "Единая Россия", которая является доминирующей политической силой в Государственной Думе, это очень важно. Президент об этом сказал. Какое количество избирателей, принявших участие в выборах Государственной Думы, не имеют своих представителей, не имеют людей, которые выражают их точку зрения. Поэтому я надеюсь, что мы с вами вместе этот процесс поддержим, даже если это так или иначе может ущемить наши конкретные политические интересы. Спасибо.

28.11.2008
Пресс-служба Комитета

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован