15 декабря 2008
4307

Традиционный уклад жизни коренных народов - экономический ресурс округа

О роли этнополитического фактора в становлении Ханты-Мансийского автономного округа как субъекта Федерации мы ведем беседу с заместителем Председателя Думы автономного округа, председателем ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Думы Ханты-Мансийского автономного округа, Еремеем Даниловичем АЙПИНЫМ.

- Еремей Данилович, одним из важнейших событий в истории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было обретение им статуса равноправного субъекта Федерации. Насколько мне известно, Вы были одним из участников этого процесса?

Вопрос о необходимости выравнивания в государственно-правовом, политическом и экономическом отношении различных административно-территориальных образований в составе СССР впервые громко прозвучал на выборах в Верховный Совет СССР 1989 года. Это были первые альтернативные выборы, поэтому борьба между кандидатами протекала очень бурно. Избиратели активно участвовали в составлении наказов кандидатам. Одним из главных требований, которое тогда выдвигали, было требование добиваться для округа равного статуса с другими регионами страны. Я победил на выборах, стал депутатом Верховного Совета СССР, работал на постоянной основе в комиссии по делам национальностей. Важнейшей задачей для меня, конечно, являлось исполнение наказов, и на первом месте среди них был вопрос о государственно-правовом статусе округа. После развала Советского Союза та же самая задача перешла по наследству законодательным и исполнительным органам России. Так что мне как депутату Верховного Совета СССР последнего созыва и депутату Государственной Думы первого созыва действительно довелось принять участие в становлении российского федерализма на новом историческом этапе.

- Приобретение округом статуса субъекта Федерации отразилось каким-то образом на жизни коренных малочисленных народов?

От того, что Ханты-Мансийский автономный округ стал равноправным субъектом Федерации, выиграло все наше полутора миллионное население и в том числе коренные малочисленные народы Севера. Округ получил возможность формировать бюджет и выстраивать прямые бюджетные отношения с центром. Появилась экономическая база для решения социальных проблем населения и развития территории, тогда как раньше мы получали финансирование главным образом по остаточному принципу. Округ получил право принимать собственные законы.
И мы теперь видим, что за 16 лет самостоятельности в округе произошли изменения поистине революционного характера! Мы построили прекрасные дороги, значительное количество современного благоустроенного жилья, объектов соцкультбыта. Несоизмеримо выросли уровень и качество жизни югорчан, увеличилась продолжительность жизни. Я говорю обо всех жителях округа...

За 16 лет в округе произошли революционные изменения в социальной сфере


Теперь о том, что принесла самостоятельность коренным малочисленным народам. В 1992 году окружной Совет народных депутатов принял Положение о родовых угодьях, на основе которого затем окружная Дума разработала и приняла закон о территориях традиционного природопользования. Это был очень большой и прогрессивный шаг. Получив правоустанавливающие документы на родовые угодья, люди впервые почувствовали себя хозяевами! теперь, если добывающие компании намеревались осваивать новые территории, им надо было получить согласие владельцев родовых угодий. При советской власти сначала ставили производственные объекты, прокладывали дороги, трубопроводы, никого не спрашивая, а потом уже, задним числом, райисполкомы отводили им земли. Местная власть вообще тогда никакой роли не играла, не говоря уже об учете интересов коренных жителей.
Теперь весь порядок отведения и оформления земель для промышленных разработок принципиально изменился. Начали развиваться договорные отношения с ресурсодобывающими компаниями прежде всего в таких промышленных районах, как Нефтеюганский, Сургутский, Нижневартовский, Ханты-Мансийский. За счет этих соглашений было проведено обустройство родовых угодий - их обеспечили связью, малыми транспортными средствами, стройматериалами. Эту помощь трудно переоценить. Дело в том, что у органов местного самоуправления никогда не доходили руки до глубинки. В соответствии с программами социально-экономического развития территорий обустраивались города, поселки, деревни. Но дойти до родового угодья районные муниципалитеты не могли по многим причинам - из-за отсутствия дорог, из-за недостатка средств и пр. А нефтяным компаниям, у которых свои транспортные службы, свое производство на этой территории, оказать помощь большого труда не составляло. Тем более что им это было выгодно.

До обретения самостоятельности округ финансировали по остаточному принципу


- Какие еще законы, касающиеся жизни коренных малочисленных народов, по Вашему мнению, имеют особенное значение?

На федеральном уровне приняты три основных закона. Это в первую очередь закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ, который мы начали разрабатывать еще в Верховном Совете СССР, а принят он был только в 1999 году Государственной Думой. Другой важный закон об общинах коренных малочисленных народов, а третий - закон о территориях традиционного природопользования.
Что касается окружного законодательства, то нами принято уже одиннадцать законов, направленных на защиту интересов коренных жителей Севера. Среди них, кстати, есть и закон об оленеводстве. На федеральном уровне такого закона нет, а в округе он уже принят!
Вообще, Ханты-Мансийский автономный округ является пионером в развитии правовой базы по коренным малочисленным народам Севера среди российских регионов. Только в нашем субъекте Федерации в составе окружной Думы есть Ассамблея коренных жителей Севера, куда входят три депутата.

- В чем отличие вашего депутатского статуса от статуса других депутатов Думы?

В Думе работают 28 депутатов, из которых половина избрана по партийным спискам. Одиннадцать депутатов избраны по территориальным округам, а трое депутатов, представляющих интересы коренных жителей, избраны всем населением округа, обладающим правом голоса. То есть уровень нашего представительства значительно выше, чем у любого другого депутата, хотя это и не дает нам никаких преимущественных прав. В Законе о Думе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры записано только, что все законопроекты, затрагивающие интересы коренных жителей, должны получить одобрение Ассамблеи. Исходя из мирового опыта, я считаю полезным предоставить депутатам Ассамблеи также право вето на принимаемые законопроекты. Но это уже вопрос совершенствования окружного законодательства.

- Если депутаты Ассамблеи избираются всем населением округа, то может ли быть избранным депутат, не являющийся по национальности ханты или манси?

Безусловно, может. Бывают случаи, когда представители других народов знают нашу культуру и занимаются нашими проблемами лучше, чем сами ханты и манси. В этом вопросе надо учитывать личные достоинства того или иного кандидата.

- Вам не приходилось слышать такое мнение, что этнический компонент в названии округа и в политике окружной власти - это всего лишь "визитная карточка" или "сувенирный набор"? И что в действительности эта "визитная карточка" нужна округу только для того, чтобы оправдать необходимость своего государственно-правового статуса?

Ханты-Мансийский автономный округ - пионер в развитии правовой базы коренных малочисленных народов Севера


Коренные народы ханты и манси являются субъектообразующими для нашего округа. С культурно-исторической и государственно-правовой точек зрения это утверждение вполне корректно. Ханты-Мансийский национальный округ и был образован в 1930 году (задолго до открытия здесь нефти и газа) как раз для того, чтобы реализовать право коренных народов на обладание элементами собственной государственности, поднять уровень их жизни к социально-культурному уровню других народов СССР. Не все получилось, как было задумано. Однако в части повышения культурно-образовательного уровня мы значительно вырвались вперед и опередили США, Канаду, скандинавские страны. Я говорю об этом уверенно, так как знакомился с жизнью коренных народов этих стран.
Пусть кто-то называет это "сувенирным набором", но традиционный уклад жизни, традиционная экономика являются культурной ценностью всего человечества, что признано и международными организациями, и учредившими их государствами. Традиционный уклад жизни и традиционная экономика - это самобытное лицо округа. Когда вы приезжаете в другой регион, в другую страну, вы хотите увидеть то, чего у вас нет. Ведь так?..
Ну и нельзя, наконец, забывать о том, что традиционный уклад жизни - это еще и специфический ресурс округа! На севере Финляндии многие поселки существуют только за счет туризма. Там построены хорошие дороги, домики гостиничного типа, развлекательные комплексы с ресторанчиками барами, саунами, бассейнами. Туристы едут за экзотикой, но в то же время хотят известных бытовых удобств. Любителей экстремального туризма не так уж много. Бюджет этих поселков на 80 - 90% формируется за счет туристов и только на 10 - 20% за счет доходов от оленеводства, охоты и прочих традиционных промыслов. Другими словами, традиционная экономика там встроена в рыночную. А сама Финляндия - преуспевающая туристическая страна, эффективно использующая такой ресурс, как традиционный уклад жизни своих коренных народов. Вот вам и "сувенирный набор"!

- Мне кажется, нам еще далеко до уровня развития Финляндии в этом вопросе. Как Вы полагаете?

Так ведь мы и начали, можно сказать, вчера! И, заметьте, хоть мы в самом начале пути, мы успели достичь уже очень многого. В советское время демографическая статистика фиксировала сокращение числа народов ханты и манси. В девяностые и двухтысячные годы мы наблюдаем обратную тенденцию. Численность народа манси выросла с 8,5 до 12 тысяч, численность народа ханты - с 21 почти до 30 тысяч. Конечно, до известной степени это искусственный рост. Раньше дети из смешанных семей предпочитали записываться русскими, или украинцами, или татарами. После принятия округом ряда законов (особенно по поддержке студентов, обучающихся в вузах округа) дети смешанных семей, наоборот, стали идентифицировать себя с коренными народами. Ну и что? Ведь вопрос национальности - это главным образом вопрос культуры и личностного выбора человека. Если он начинает ощущать себя ханты или манси, стремиться к тому, чтобы понять и усвоить традиционную культуру своих предков, то он в конце концов становится ханты или манси! Это только укрепляет генофонд народа и способствует развитию его культуры.

- И, тем не менее, ресурс, о котором Вы говорите, не задействован в округе на полную мощность. В чем причины?

Я же и говорю: мы находимся в самом начале пути. Решая одни проблемы коренных народов, мы выходим на более высокий уровень, где перед нами встают более сложные проблемы, более сложные задачи. Главная из них сейчас, по моему мнению, это задача развития традиционной экономики. Сейчас этим занимаются родовые общины. Такие, например, как Национальная община А. Маремьянина в Приобье Октябрьского района, община Е. Вахрушева в Кондинском районе и многие другие. Всего у нас около 60 таких общин. Они работают как малые предприятия, а Вы знаете, что в России малые предприятия находятся в сложных условиях, о чем говорили недавно и Президент страны, и премьер.
У родовых общин слаба материально-техническая база. Очень остро стоят вопросы закупок и снабжения. Сельское хозяйство вообще не может развиваться без государственной поддержки, а тем более традиционная экономика! В США был период, когда экономика резерваций не облагалась вообще никакими налогами. Я думаю, мы могли бы использовать сейчас этот опыт. Родовые общины, с моей точки зрения, следует наделить властными полномочиями, как это было до революции, когда глава поселения решал все вопросы, включая и вопросы управления. И вот когда мы продвинемся в этих направлениях, можно будет всерьез поставить задачу максимально эффективного использования традиционного уклада жизни как одного из важнейших ресурсов для развития туризма, отдыха, для диверсификации экономики округа в целом.

Традиционный уклад жизни и традиционная экономика являются важным экономическим ресурсом Югры, который можно эффективно использовать для развития туризма и диверсификации экономики в целом. Благодаря возможностям, полученным после обретения округом статуса равноправного субъекта федерации, политика в отношении поддержки коренных малочисленных народов Севера принесла положительные результаты, что нашло свое выражение в стабильном росте основных демографических и социальных показателей.


Интервью подготовил И.В. Лихоманов

www.region86.ugrariu.ru

15.12.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован